Научно-образовательный центр инновационных технологий развития профессиональной карьеры молодежи Тверского государственного университета

Наугад профессию выбирать рискованно

Татьяна Арсеньева —  директор научнообразовательного центра инновационных технологий развития профкарьеры молодежи, кандидат психологических наук

Если раньше профориентация велась преимущественно среди старшеклассников, то сейчас необходимо начинать ее еще раньше, когда подростки пробуют себя в разных сферах деятельности и нуждаются в помощи для осознания своих, сильных и слабых сторон именно как потенциальные работники. Если начинать эту работу уже в системе высшей школы, то можно безнадежно опоздать.

Тверской государственный университет создал научно-образовательный центр инновационных технологий профессиональной карьеры молодежи. У нас есть уникальные технологии в этой сфере. Тесно сотрудничаем с ведущими российскими вузами: с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова — одним из лидеров в области разработки современных компьютерных технологий по профессиональной ориентации молодежи; с Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена, в котором разработаны наиболее современные педагогические технологии. Совместно с ними под общим руководством Минспорттуризма России мы ведем целое направление, называемое «Профкарьера — Регионы России»: проводим мониторинг карьеры современной молодежи, отслеживаем тенденции развития, контролируем движения рынка труда, пытаемся выстраивать взаимодействие между сторонами трудовых отношений для того, чтобы помочь молодежи адаптироваться социально и профессионально к условиям современной жизни.

Каждый год увеличивается число выпускников школ, которые не знают, какую профессию выбрать. Это говорит о том, что в школе профориентация или не ведется, или ведется плохо, по старинке, без использования современных подходов. К тому же реальный профессиональный мир стал настолько разнообразен, что разобраться в нем под силу только опытному профессионалу.

В 2009-2010 учебном году меньше 40 процентов первокурсников ТвГУ были уверены в правильности выбора будущей профессии; планировали свою жизнь на несколько лет вперед 34 процента; познаниями о том, кем можно будет работать, получив образование по избранной ими специальности, обладали всего 14 процентов. Задача нашего центра — с первого по пятый курс сопровождать студента с целью осознанного выбора своего пути в профессию. Или, если студент осознает, что ошибся с выбором, помочь ему понять, как можно «развернуть» полученные им знания.

По нашим данным, около пятидесяти процентов студентов заинтересованы в том, чтобы в вузе им помогали выстраивать профессиональную карьеру. Если студент придет в наш центр на консультацию, его информируют, какие профессиональные позиции будут для него приемлемы в силу особенностей его личности, интересов, жизненных установок, мотивов профессиональной деятельности, особенностей интеллекта.

По результатам проведенного тестирования мы можем определить сферу будущей работы тестируемого, какой бы факультет человек ни заканчивал. Мы говорим: вы непременно будете стараться стать руководителем, или у вас склонности к аналитической работе, или вы уйдете в общественную деятельность: у вас ярко выражена позиция «коммуникатор». И рекомендуем человеку работать над развитием тех качеств, тех сторон личности, которые ему пригодятся в дальнейшем, предлагаем тренинги для их развития. Если же человек не соглашается с тем, как мы видим его будущее, мы говорим ему, что нужно предпринять для того, чтобы развить недостающие ему качества. По результатам тестирования мы даем перечень профессий, в которых человек будет успешен.

Мы не заявляем безапелляционно: ты создан только для этой профессий. Мы говорим: поизучай эти сферы, эти профессии, скорее всего, именно здесь ты себя найдешь.

«ТВЕРСКИЕ ВЕДОМОСТИ» № 19 (1803) 14-20 мая 2010